Как вступить в наследство на квартиру?

Сбор документации – самая трудоёмкая часть процедуры, связанной со вступлением в наследство. Если хоть одна из бумаг отсутствует – у гражданина возникают серьёзные проблемы. Хозяин имущества владеет большинством документов, другие – у наследников.

Докумменты для вступления в наследство

1158 статья ГК РФ – вот на какой документ закона в данном случае надо опираться. Всего существует восемь очередей.

Первая – это самые близкие родственники, включая жён и детей, родителей. Остальные близкие люди распределяются по другим очередям, в зависимости от родственных связей. Братья и сёстры – вторая, и так далее.

Какие документы нужны для вступления в наследство?

Следующие позиции включаются в пакет документации, ставший обязательным дополнением для заявления:

  • Наследство получить невозможно без документов из основной части.

К примеру, подтверждение смерти владельца имущества, и права наследников получать его.

  • Документы по имуществу, ставшее предметом наследства.

К примеру, квартиры требуют технических описаний, правоустанавливающих подтверждений.

  • Документы для исключительных случаев по вступлению в наследство.

Вступление в наследство: описание основных документов

  1. Подтверждение снятия с учёта умершего. Справку выдают сотрудники миграционной службы.
  2. Форма №9, где описывается последний адрес проживания гражданина. Обязательно указать всех лиц, которые были зарегистрированы в той же квартире.
  3. Завещательный документ с подтверждением сохранившейся силы, отсутствия изменений.
  4. Судебное решение в пользу того, что установлена родственная связь.
  5. Когда необходимо, отдельным документом подтверждается смена фамилии и имени.
  6. Выписки из книг относительно гражданских актов.
  7. Документ о рождении.
  8. Записи относительно заключённых браков и детей.
  9. Свидетельство о смерти.
  10. Гражданское удостоверение.

Заявление о вступлении в наследство

Смерть и открытие наследства – события, которые должны происходить в один день. На следующий день начинают считать полгода, спустя которые можно вступить в наследство. Этого времени хватает всем наследникам, чтобы обратиться к представителям нотариальной конторы, воспользоваться соответствующими документами для предъявления прав. Задача решается подачей специальных заявлений.

Следующие данные по списку для документа обязательны:

  1. Дата вместе с подписями.
  2. Описание просьбы по рассмотрению заявления и выдачи свидетельств. Адресат – нотариус.
  3. Перечень имущества, которое становится предметом споров.
  4. Описание оснований по наследству. Обычно это сами завещания, либо связь между родственниками.
  5. Информация об умершем, с адресом проживания за последнее время, ФИО и датой смерти.
  6. Паспортные сведения на заявителя.
  7. Название нотариальной конторы, где открывается наследство, указание адреса.

Специалисты нотариальной конторы должны предоставить образец заявления, документ находится в открытом доступе.

Бумаги по квартире

Документы на недвижимость нужны, если наследством становятся именно квартиры или дома, земельные участки:

  • По имущественным правам.

Они подтверждают, что наследодатель приобрёл когда-то тот или иной объект. Обычно это соглашения о покупке или продаже, либо аренде. При наличии предоставляется свидетельство о наследстве. Принимается во внимание оформленная документально приватизация, подтверждение выплаты пая.

  • Подтверждение проведения регистрации по имущественным правам.
  • Документация с техническими характеристиками, из БТИ.
  • Кадастровые бумаги.
  • Акты, где содержится оценка наследства.

О дополнительных бумагах

Бумаги для оформления наследстваОни требуются лишь в некоторых ситуациях.

Речь идёт, к примеру, о:

  1. Документе, согласно которому действует представитель.
  2. Доверенности, если сам гражданин не может участвовать в процессе по той или иной причине.
  3. Документе, подтверждающим отказ, когда необходимо.

Когда и куда подаются бумаги?

Обычно с документами посещают нотариальную контору по месту жительства.

Либо можно решить вопрос по адресу, где располагается наследуемое имущество. Если объектов несколько, то разрешается выбирать любой адрес, куда следует подать документы.

Наследственное свидетельство

Это единственный документ, который подтверждает, что у наследников имеются законные права, что они могут стать претендентами на наследство. Документ передаётся минимум спустя полгода после открытия наследства по всей массе. На протяжении этого срока каждый желающий может подать заявление о желании претендовать на то или иное имущество.

Право собственности: регистрация

Только документ по наследственному праву становится основанием для проведения регистрационных действий. Только после этого можно стать собственником квартиры, принадлежащей раньше умершему. Для этого придётся потратить время на обращение к представителям Росреестра. После этого они выдают само свидетельство.

Вступление в наследство: дом или земельный участок

Основные

ДомТак же, как и другие ситуации, эта требует оформления специального заявления от наследника.

Только после этого открывается основное производство по наследству. Действие выполняется не раньше, чем спустя полгода после смерти.

Этот срок необходим, чтобы нотариус тщательно проверил все представленные бумаги. Времени хватает, чтобы другие претенденты подтвердли права при желании, оформили документы по наследству.

Следующие позиции среди основных документов самые важные:

  • Справка о том, где умерший проживал последнее время. Оформляется в ЖЭУ, либо паспортном столе.
  • Завещание, если оно есть.
  • Паспорт, предъявленный заявителем.
  • Документы для подтверждения связей между родственниками. Если доказательства отсутствуют, то надо будет организовать отдельную процедуру уже во время судебных заседаний. Здесь учитываются воспоминания покойного, свидетельские показания, а так же экспертиза по ДНК.
  • Подтверждение смерти – в форме решения суда, свидетельства.

Что ещё потребуется собрать?

НаследствоДокументы на наследство нужны и дополнительные, на сам участок, либо дом.

Они включают:

  1. Выписка из ЕГРП. Оформляется с участием специалистов Росреестра.
  2. Подтверждение отсутствия долгов, в виде справки из ФНС.
  3. Паспорт с кадастровыми сведениями, оформленный при обращении в реестр. Документ стандартной формы B Межевание границ в документе не отражается.
  4. Договор на дарение, либо покупку/продажу. Полезно предоставить свидетельство о земле. Это актуально, когда участок не выделяется в собственность, а передаётся другому лицу на основании соответствующих документов. Документы нужны для БТИ, где оформляется паспорт.
  5. Подтверждающий документ относительно оформления собственности. В свидетельстве будет содержаться номерное обозначение участка. Архивная выписка к постановлению нужна, если объект оформлен для дачного хозяйства.

Хорошо, когда все документы собираются заранее, хранятся в месте, к которому легко получить доступ. Иначе придётся потратить дополнительное время на то, чтобы разобраться со всеми инстанциями.

Документов на наследство нужно больше, когда дом получается вместе с участком:

  • Экспликация на помещения вместе с кадастровым и техническим паспортами.
  • Справка о том, что участок принадлежал умершему.
Услуги нотариуса предполагают выплату определённой суммы государственной пошлины. Её размер зависит от цены на участок. Нотариус опирается на кадастровые сведения, либо на отчёты квалифицированных оценщиков, по своему выбору.

Некоторым категориям граждан полагается уменьшение госпошлины, либо полный отказ от неё. Обычно это касается несовершеннолетних и недееспособных, инвалидов. Особенно – когда они проживали с умершим на одной территории.

Льготный статус в любом случае требует документального подтверждения.

Есть ли дополнительные бумаги?

Каждый случай вступления в наследство уникален. И типового набора документации для решения проблемы хватает далеко не всегда.

К примеру, нужно собирать следующую документацию тем, кто становится претендентом для земельного пая:

  1. При необходимости – справка по реорганизации предприятия.
  2. Выписка на приватизацию земли, которая входит в пай.
  3. Справка, подтверждающая наличие статуса участника общедолевой собственности.
  4. Сведений о том, что уставной капитал предприятия не содержит данный пай.

Отсутствие должного оформления имущественных прав – причина, по которой проблемы у наследников возникают чаще всего. При малейших ошибках и недопонимании придётся доказывать, что приватизация началась, через судебную инстанцию.

Обращение в МФЦ для регистрации квартиры в собственность

Когда свидетельство по наследству будет оформлено, гражданин может начать переоформление документов. Они подаются сотрудникам Росреестра, либо при обращении в МФЦ. Последний является государственным органом, созданным для упрощения всевозможных процедур.

Работа ведётся по принципу единого окна. Это значит, что правообладателям не придётся посещать большое количество разных организаций.

Процедура выполняется и через сайт Госуслуги. Обычно при обращении в МФЦ регистрация занимает не больше 5 рабочих дней. Через специальные терминалы платят госпошлину за наследство.

Здесь, как и в остальных ситуациях, роль первичного документа играет заявление. Для него используется унифицированная форма.

Из обязательных реквизитов стоит отметить такие:

  • Дата с подписью.
  • Место расположения объекта недвижимости, ставшего наследством.
  • Номер согласно кадастру.
  • Информация по поводу обременений.
  • Общий показатель площади квартиры.
  • Режим, в котором оформлена собственность.
  • Сама просьба зарегистрировать право.
  • Описание оснований для обращений.
  • Дата рождения.
  • Описание положения семьи, гражданства.
  • Указание места нахождения.
  • Паспортные сведения на заявителя.

Сотрудник МФЦ при получении всех бумаг должен выдать расписку, подтверждающую факт получения документации. Это становится основанием для дальнейшего получения выписки из ЕГРП при необходимости.

Если регистрация права была приостановлена, то владелец обязательно получит соответствующее сообщение, по электронной почте или телефону. Одна из частых причин – отсутствие доказательства того, что госпошлина по наследству была уплачена.

На этапе оформления регистрации по имущественным правам на наследство, заявителю потребуется не только гражданское удостоверение, но и ИНН при наличии. Не обойтись без технических паспортов, выписанных на квартиру. Если в процедуре участвует несовершеннолетний, то надо будет принести свидетельство на его рождение.

Истёк срок наследования

В данном случае возможно восстановление. Но требуется доказать, что для пропуска сроков первоначально были серьёзные причины. Процедура проводится в судебном порядке, но первым шагом в любом случае становится обращение к представителям нотариальной конторы.

Оформление наследство, получение другими лицами имущественных прав – сложные процессы, которые редко проходят без дополнительных спорных ситуаций. Общее количество наследников, документы или их отсутствие – самые важные нюансы.

То же касается отказных заявлений, обжалований по завещанию, и так далее. Требуется учесть большое количество факторов. После смерти собственника определённые трудности могут возникнуть и у сотрудников Росреестра.

Далеко не каждый гражданин имеет соответствующие знания и опыт, связанные с оформлением имущественных прав. Консультация юристов помогает избежать серьёзных проблем на стадии подачи документов. Многие сайты позволяют провести данную процедуру бесплатно.

О сайте

Бесплатная консультация юриста


Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности